Проверка качества и экспертиза некачественного товара

В Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан потребители обращаются за консультациями таких широко применяемых терминов, как «экспертиза» и «проверка качества».

Необходимо отметить, что Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) устанавливает, что при обнаружении в товаре недостатков, может быть проведена проверка качества товара и экспертиза.

Так что же такое проверка качества товара, а что такое экспертиза? Данные определения необходимо знать, ведь это поможет грамотно защищать свои права и интересы.

Основания и цели проведения проверки качества, лица имеющие право ее провести.

Статьей 18 Закона установлено, что при обращении потребителя с товаром ненадлежащего качества, продавец имеет право провести проверку качества.

Проверкой качества устанавливается наличие недостатка(ов), определяются причины их возникновения и характер (производственный или по вине потребителя).

Продавец может провести проверку качества товара своими силами (штатными сотрудниками торговой организации) или с привлечением сторонних специалистов (организаций), например из сервисных центров.  В ряде случаев продавцы заявляют, что провести проверку качества может только авторизированный сервисный центр. Это мнение является ошибочным - в силу закона и наличия договорных отношений с изготовителем авторизированные СЦ занимаются только ремонтом. Проверку качества может произвести любое лицо, являющееся специалистом в соответствующей области. Право выбора специалиста принадлежит исключительно продавцу.

Основания и цели проведения экспертизы и лица имеющие право ее провести.

 Экспертизу целесообразно проводить при совокупности следующих условий:

  • проверка качества товара уже была продавцом произведена;
  • потребитель не согласен с причинами возникновения недостатка, установленными проверкой качества;
  • потребитель требует проведения экспертизы.

Если отсутствует хотя бы одно из вышеуказанных условий, то оснований для проведения экспертизы нет, т.к. она проводится с целью окончательно разрешить спор о причинах возникновения недостатка между потребителем и продавцом.

Оплата проверки качества и экспертизы.

Закон не устанавливает каких-либо обязательств для потребителя по оплате проверки качества. И это абсолютно правильно, поскольку проверка качества это право продавца. Кроме того, продавец является профессиональным участником торговых отношений и должен разбираться в реализуемом товаре, включая определение причин возникновения в нем недостатков. Если  с вас требуют оплату за проверку качества, заключение которой не в вашу пользу, это незаконно.

Другое дело – экспертиза. Согласно статье 18 Закона если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В ином случае, экспертизу оплачивает продавец.

Права потребителя при проведении проверки качества и экспертизы.

В силу закона потребитель вправе участвовать в проведении проверки качества и присутствовать при проведении экспертизы. О реализации своего права на участие в проверке качества или  присутствии на экспертизе потребитель должен заявить продавцу, и рекомендуется только в письменной форме.

Срок проведения проверки качества и экспертизы

Проверка качества и экспертиза проводится в сроки, установленные законом для удовлетворения заявленного потребителем требования.  Соответственно, если было заявлено требование о замене товара, то проверка качества товара и экспертиза  должны быть проведены в срок не более 7 дней (если необходимо дополнительная проверка качества – до 20 дней), если требование о возврате уплаченной за товар суммы, то проверка качества и экспертиза должны быть проведены в течении 10 дней.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить у специалистов Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан по адресу: г.Казань, ул.Хади Такташа, д.94, тел. 277-94-96 как на личном приеме, так и по телефону.

 

Казанский территориальный орган Госалкогольиснпекции РТ

Последнее обновление: 29 сентября 2021 г., 16:16

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International